На главную

Сегодня на календаре:

website clock часы для сайта

СВОБОДНАЯ ТЕМА

на сайте на Народ.Ру на Яндексе


  • Главная
  • Новости
  • Антология
  • Свободная тема
  • О художниках
  • Словарь
  • Обо мне
  • Гостевая книга
  • Авторам
  • Архив
  • Ссылки
  • Веб-мастерам


  •   Словарь
    Яндекс.Лингво



    Яндекс.Погода


      ДЕТСТВО ЛЕРМОНТОВА

      (Фрагменты из повести Т. Толстой)

      Часть вторая *

      _________
      ______

          Однажды с сыном своей кормилицы Миша пришел в деревню. Дома крестьян, топившиеся «по-черному», потрясли мальчика. Когда ему исполнилось 8 лет, он попросил бабушку сделать ему подарок: разрешить один день управлять имением. И подарил крестьянам дубовую рощу, чтобы они построили себе новые дома.

          На другой день после этого события стали обсуждать каким наукам обучать его, и решили, что его следует обучать рисованию, к которому имеет большую склонность, музыке и французскому языку. Решили, что бонна уже сыграла свою роль, она не может оставаться единственной воспитательницей такого своевольного и развитого мальчика, но она сделала все, что могла, обучила Мишу всему, что знала сама. Он в совершенстве владеет разговорным немецким языком, научился читать и писать по-немецки... Немку решили оставить в доме: Миша к ней привязан. Юрий Петрович предложил выписать из Москвы образованного француза-гувернера.

      ______
      _________

      (Стр. 252)

          ... Учился он музыке у помещицы, коллежской ассесорши Полины Аркадьевны Савеловой. Учительница сразу сказала, у мальчика музыкальные руки — крепкая ладонь, а пальцы узкие, и как она выразилась «античной формы руки». Через несколько уроков Савелова объявила, что у мальчика редкостный слух, который музыканты называют «абсосютным». К ее удивлению, Миша с первого раза запоминал мелодии, которые она проигрывала, и мог спеть их. Тут Савелова торжественно сказала, что такой слух и музыкальной формы руки обязывают Мишеньку заниматься музыкой усердно, потому что он может стать настоящим музыкантом. Еще она сказала, что в тот день, когда он станет играть лучше своей учительницы, бабушка должна отвести его в Москву, чтобы заниматься с профессорами.

      _________

      (Стр. 254)

          В скором времени в Тарханы приехал новый гувернер — мосье Капе.

          ...Француз не умолкал. Указывая на небо, на землю, не траву, на листья, он останавливался, медленно произносил по нескольку раз какое-нибудь слово и тотчас же просил своего ученика повторить его.

          Француз обращал внимание на произношение и поощрял ученика, удовлетворенно кивая головой. Потом они шли дальше и повторяли отдельные слова.

      _________
      ______

          После напряженных упражнений, месяца через два Миша не только стал говорить по-французски, но ловил себя на том, что оставаясь в одиночестве, мысленно переводил на французский язык русские обиходные слова и сплетал из них разговорные фразы. Правда, это был еще примитивный разговор, но и то хорошо.

           Мосье Капе заставил Мишеля танцевать с Марусей, но заметив, что мальчик танцевать не умеет, стал показывать ему разные «па».

          Мосье Капе учил Мишеля Лермантова и Колю Пожогина-Отрашкевича разным гимнастическим упражнениям.

          Миша с бабушкой побывал в Нижнем Ломове.

           Мосье Капе учил своих воспитанников Сережу и Сашу Юрьевых и Мишеля танцам — польке, вальсу, мазурке... кадрили, минуэту.

          С помощью все того же мосье Капе Мишель научился играть на скрипке.

          Доктор Ансельм занимался с учениками французской литературой.

          Восьми лет Миша учился греческому языку — услуги свои предложил грек, бежавший из Кефалонии.

      ______
      _________

      (Стр. 269)

          Стараясь угодить своей хозяйке, грек задавал детям много уроков, желая показать, какой он хороший учитель. Арсеньева сама проверяла знания внука... Одна из соседок...написала об этом стихи:

      ...Милой бабушке высказываешь снова
      Урок младенческий, и вот забыл ты слово,
      И вот она тебя с улыбкою бранит.
      Но вечер. Сад тебя развесестый манит,
      И няня вслед едва поспеет за тобою,
      И дёрен смуглою ты оторвал рукою
      И снова к бабушке, и там перед огнем
      За греческим ее находишь словарем.
      С тобой и учится, и каждый вечер снова
      Выписывать слова она готова,
      Чтоб труд твой облегчить...

      ________________________________

      *Деление на части условно и сделано мной для удобства публикации. — С. К.


    Портрет работы 
неизвестного 
художника 
(1820-1822 гг.)

    Второй из известных портретов.
    М. Ю. Лермонтову 6-8 лет

    Словарь                          Ссылки
    О художниках
     
     
    Назад Содержание Вперед
     
     


    Почта    Для Ваших писем и произведений:     riafiana@yandex.ru


     
      Наверх
    Hosted by uCoz