|
(Фрагменты из повести Т. Толстой)
Однажды с сыном своей кормилицы Миша пришел в деревню. Дома крестьян, топившиеся «по-черному», потрясли мальчика. Когда ему исполнилось 8 лет, он попросил бабушку сделать ему подарок: разрешить один день управлять имением. И подарил крестьянам дубовую рощу, чтобы они построили себе новые дома.
На другой день после этого события стали обсуждать каким наукам обучать его, и решили, что его следует обучать рисованию, к которому имеет большую склонность, музыке и французскому языку. Решили, что бонна уже сыграла свою роль, она не может оставаться единственной воспитательницей такого своевольного и развитого мальчика, но она сделала все, что могла, обучила Мишу всему, что знала сама. Он в совершенстве владеет разговорным немецким языком, научился читать и писать по-немецки... Немку решили оставить в доме: Миша к ней привязан.
Юрий Петрович предложил выписать из Москвы образованного француза-гувернера.
... Учился он музыке у помещицы, коллежской ассесорши Полины Аркадьевны Савеловой. Учительница сразу сказала, у мальчика музыкальные руки — крепкая ладонь, а пальцы узкие, и как она выразилась «античной формы руки». Через несколько уроков Савелова объявила, что у мальчика редкостный слух, который музыканты называют «абсосютным». К ее удивлению, Миша с первого раза запоминал мелодии, которые она проигрывала, и мог спеть их. Тут Савелова торжественно сказала, что такой слух и музыкальной формы руки обязывают Мишеньку заниматься музыкой усердно, потому что он может стать настоящим музыкантом. Еще она сказала, что в тот день, когда он станет играть лучше своей учительницы, бабушка должна отвести его в Москву, чтобы заниматься с профессорами.
В скором времени в Тарханы приехал новый гувернер — мосье Капе.
...Француз не умолкал. Указывая на небо, на землю, не траву, на листья, он останавливался, медленно произносил по нескольку раз какое-нибудь слово и тотчас же просил своего ученика повторить его.
Француз обращал внимание на произношение и поощрял ученика, удовлетворенно кивая головой. Потом они шли дальше и повторяли отдельные слова.
После напряженных упражнений, месяца через два Миша не только стал говорить по-французски, но ловил себя на том, что оставаясь в одиночестве, мысленно переводил на французский язык русские обиходные слова и сплетал из них разговорные фразы. Правда, это был еще примитивный разговор, но и то хорошо.
Мосье Капе заставил Мишеля танцевать с Марусей, но заметив, что мальчик танцевать не умеет, стал показывать ему разные «па».
Мосье Капе учил Мишеля Лермантова и Колю Пожогина-Отрашкевича разным гимнастическим упражнениям.
Миша с бабушкой побывал в Нижнем Ломове.
Мосье Капе учил своих воспитанников Сережу и Сашу Юрьевых и Мишеля танцам — польке, вальсу, мазурке... кадрили, минуэту.
С помощью все того же мосье Капе Мишель научился играть на скрипке.
Доктор Ансельм занимался с учениками французской литературой.
Восьми лет Миша учился греческому языку — услуги свои предложил грек, бежавший из Кефалонии.
Стараясь угодить своей хозяйке, грек задавал детям много уроков, желая показать, какой он хороший учитель. Арсеньева сама проверяла знания внука... Одна из соседок...написала об этом стихи:
...Милой бабушке высказываешь снова
Урок младенческий, и вот забыл ты слово,
И вот она тебя с улыбкою бранит.
Но вечер. Сад тебя развесестый манит,
И няня вслед едва поспеет за тобою,
И дёрен смуглою ты оторвал рукою
И снова к бабушке, и там перед огнем
За греческим ее находишь словарем.
С тобой и учится, и каждый вечер снова
Выписывать слова она готова,
Чтоб труд твой облегчить...
________________________________
*Деление на части условно и сделано мной для удобства публикации. — С. К.
|
Второй из известных портретов. М. Ю. Лермонтову 6-8 лет
|