На главную

Сегодня на календаре:

website clock часы для сайта

СВОБОДНАЯ ТЕМА

на сайте на Народ.Ру на Яндексе


  • Главная
  • Новости
  • Антология
  • Свободная тема
  • О художниках
  • Словарь
  • Обо мне
  • Гостевая книга
  • Авторам
  • Архив
  • Ссылки
  • Веб-мастерам


  •   Словарь
    Яндекс.Лингво



    Яндекс.Погода


      ДЕТСТВО ЛЕРМОНТОВА

      (Фрагменты из повести Т. Толстой)

      Часть четвертая *

      (Стр. 298)

          Однажды, беседуя с мосье Капе об очередной главе учебника французской словесности, Миша спросил все ли герои списаны автором точно с натуры. Капе ответил, что нет: сочинители, наблюдая людей, берут за основу нужный им характер и предают ему ряд черт, которые усиливают их отличительные свойства. Это объяснение поразило мальчика. Значит, он правильно понял тайну творчества, тайну создания образа? Пока он мог только вызывать желанное ему видение и не умел его выразить так, чтобы передать людям. Пение без слов казалось бесцельным, и он стал напевать, рифмуя окончания строк, поправляя себя, переделывая; запутываясь, сердился, что он еще мал, что голову засоряют какие-то французские «on»,«an»,«en», и наконец решил: надо сначала придумать маленький рассказ о том или ином событии, а потом спеть его, как песню, как поют народные певцы.

      _________
      ______

          Миша интересовался: неужели все поэты самоучки? Неужели нет каких-либо правил, которые надо изучить, прежде чем писать стихи? Ведь многие пишут стихи, как говорится «для себя», почему же нельзя научить их писать «для всех»?

          ... Просматривая книгу, он вспомнил Кавказ и написал на обложке книги стихотворение:

      Великий Киракос И маленький Мартирос.
      Честь имею вас поздравить!
      Кирик и Улита
      Утюжная плита.
      Марш!

      ______
      _________

      (Стр. 325-326)

          ... Бестужев писал в своей поэме:

      Я не исчез в бездонной мгле,
      Но сединой веков юнея,
      Раскинусь благом по земле,
      Воспламеняя и светлея!
      И прокатясь ключем с горы.
      Под сенью славы безымянной
      Столь отдаленной и желанной,.
      Достигну радостной поры,
      Когда, познав закон природы,
      Заветный плод, во мгле времян,
      Людьми посеянных семян,
      Пожнут счастливые народы!

          Юный Лермонтов быстро прочитал эту поэму. Отдельные строки ему понравились несказанно — так понравились, что он их запомнил:

      Видно милая грустна
      В пышном тереме высоком...

          Так писал Бестужев-Марлинский. Мальчик напевал эти строки, и его дразнило желание как-то переделать их...

      И дом русалки молодой,
      В волнах растопленной денницы
      Слиян из граней хрусталя...

          Эти строки ему тоже запомнились. Но больше всего понравилось мальчику описание того, как витязь несется в челноке среди бурных волн по морю:

      И вот ярящимся Дунаем,
      То видим, то опять скрываем,
      Ловец плывет на челноке.
      Белеет парус одинокой,
      Как лебединое крыло,
      И грустен путник ясноокой;
      У ног колчан, в руке весло.

          В этой тяжелой, необработанной строфе юный Лермонтов одобрил только одну строку:

      Белеет парус одинокой...

      _________
      ______

          Лермонтову исполнилось 12 лет и весной 1826 года он уехал в Москву учиться в университетском пансионе.

      ______
      _________

      ________________________________

      *Деление на части условно и сделано мной для удобства публикации. — С. К.


    Тарханы. 
Усадебный дом 
Арсеньевых 
(М. Ю. Лермонтова).

    Село Лермонтово
    (до 1917 г. Тарханы). Государственный музей-заповедник  М. Ю. Лермонтова «Тарханы»
    в бывшем поместье Е.А. Арсеньевой (урожд. Столыпиной),
    бабушки поэта.
    Музей открыт в 1939 г.

    Словарь                          Ссылки
    О художниках
     
     
    Назад Содержание Вперед
     
     


    Почта    Для Ваших писем и произведений:     riafiana@yandex.ru


     
      Наверх
    Hosted by uCoz