|
(Из сборника «Emaux et Camеes»)
Oui, l'oeuvre sort plus belle
D'une forme au travail
Rebelle,
Vers, marbre, onyx, émail.
Point de contraintes fausses!
Mais que pour marcher droit
Tu chausses,
Fi du rythme commode,
Comme un soulier trop grand,
Du mode
Que tout pied quitte et prend!
Statuaire, repousse
L'argile que pétrit
Le pouce,
Quand flotte ailleurs l'esprit;
Lutte avec le carrare,
Avec le paros dur
Et rare,
Gardiens du contour pur;
Emprunte à Syracuse
Son bronze où fermement
S'accuse
Le trait fier et charmant;
D'une main délicate
Poursuis dans un filon
D'agate
Le profil d'Apollon.
Peintre, fuis l'aquarelle,
Et fixe la couleur
Trop frêle
Au four de l'émailleur.
Fais les sirènes bleues,
Tordant de cent façons
Leurs queues,
Les monstres des blasons;
Dans son nimbe trilobe
La Vierge et son Jésus,
Le globe
Avec la croix dessus.
Tout passe. — L'art robuste
Seul a l'éternité.
Le buste
Survit à la cité.
Et la médaille austère
Que trouve un laboureur
Sous terre
Révèle un empereur.
Les dieux eux-mêmes meurent
Mais les vers souverains
Demeurent
Plus forts que les airains.
Sculpte, lime, cisèle;
Que ton rêve flottant
Se scelle
Dans le bloc résistant!
(Из сборника «Эмали и Камеи»)
Да, тем творение прекрасней,
Чем нами взятый матерьял
Нам неподвластней:
Стих, мрамор, сардоникс, металл.
Не надо хитростей мишурных,
Но, прямо чтоб идти, ремни
Ты на котурнах
У Музы туже затяни!
Прочь, ритм знакомый и удобный,
Как чересчур большой башмак,
Сегодня модный,
Что носит и бросает всяк!
Ваятель! глину, что покорно
Под пальцем уступает, кинь,
Когда упорно
Мечты летят в святую синь.
Борись с каррарской глыбой, меткой
Рукою крепкий парос бей,
Чтоб камень редкий
Хранил изгиб черты твоей.
Доверься бронзе несравненной
Из Сиракуз, в которой лик,
Ввек неизменный,
Живет, прекрасен и велик.
Пусть, осторожный соглядатай,
Отыщет верный твой резец
В куске агата
Лик Феба и его венец.
Стремись, Художник, к высшей цели:
Сменить тебе не будет жаль
Блеск акварели
На печь, где плавится эмаль.
Твори сирен - род синеокий, -
Свивающих на сто ладов
Свой хвост широкий,
Чудовищ золотых гербов;
Рисуй тройное озаренье
Над ликом Девы и Христа
И возвышенье
Голгофы с знаменьем креста.
Проходит все. Одно искусство
Творить способно навсегда.
Так мрамор бюста
Переживает города.
Медаль простая, что находит
Плуг пахаря средь пустыря,
Опять выводит
На свет забытого царя.
И сами боги умирают,
Но строки царственные строф -
Те пребывают
Нетленными в ряду веков.
Ваяй, шлифуй, чекань медали!
Твои витающие сны
На вечной стали
Да будут запечатлены!
(Из сборника «Эмали и Камеи»)
Искусство тем прекрасней,
Чем взятый материал
Бесстрастней:
Стих, мрамор иль металл.
О светлая подруга,
Стеснения гони,
Но туго
Котурны затяни.
Прочь легкие приемы,
Башмак по всем ногам,
Знакомый
И нищим и богам.
Скульптор, не мни покорной
И мягкой глины ком,
Упорно
Мечтая о другом.
С паросским иль каррарским
Борись обломком ты,
Как с царским
Жилищем красоты.
Прекрасная темница!
Сквозь бронзу Сиракуз
Глядится
Надменный облик Муз.
Рукою нежной брата
Очерчивай уклон
Агата,
И выйдет Аполлон.
Художник! Акварели
Тебе не будет жаль!
В купели
Расплавь свою эмаль.
Твори сирен зеленых
С усмешкой на устах,
Склоненных
Чудовищ на гербах.
В трехъярусном сиянье
Мадонну и Христа,
Пыланье
Латинского креста.
Все прах! - Одно, ликуя,
Искусство не умрет,
Статуя
Переживет народ.
И на простой медали,
Найденной средь камней,
Видали
Неведомых царей.
И сами боги тленны,
Но стих не кончит петь,
Надменный,
Властительней, чем медь.
Работать, гнуть, бороться!
И легкий сон мечты
Вольется
В нетленные черты.
(Из сборника «Эмали и Камеи»)
Чем злей упорство ваше,
Слог, мрамор и эмаль,
Тем краше
Стих, статуя, медаль.
Ходить в корсете дурно,
О муза! — но ремни
Котурна
Потуже затяни!
Чтоб не увязли ноги
В болоте общих мест,
Дороги
Ищи крутой окрест!
Простись, художник, с лепкой:
К чему творить такой
Некрепкой,
Рассеянной рукой?
Хранитель форм и линий —
Каррарский монолит;
Не глине
Вверяться надлежит!
Возьми у камня прочность,
У бронзы Сиракуз
И точность,
И благородный вкус.
Резцом в слоях агата
Тобой осуществлен,
Тогда-то
Воскреснет Аполлон!
Не надо акварели!
Оттенки, что любил
Доселе,
Крепи в огне горнил!
Лишь в пламенном крещенье
Надежность обретут
Сплетенья
Фантазий и причуд:
Красавицы морские,
Грифоны в облаках,
Марии
С младенцем на руках...
Проходит все, натура
Любая — прах и тлен...
Скульптура
Останется взамен.
Запечатлен в металле,
Тиран или герой
С медали
Увидит век иной.
И боги и кумиры
Сокроются во мгле;
Звук лиры
Пребудет на земле.
Творите и дерзайте,
Но замысла запал
Влагайте
В бессмертный матерьял!
|
ГОТЬЕ Теофиль (Gautier Theophile) (1811-1872), французский писатель и критик.
|