| ||||||||||||||||||||||
|
АНТОЛОГИЯ
|
|||||||||||||||||||||
|
[ПОУЧЕНИЕ ХЕТИ, СЫНА ДУАФА, СВОЕМУ СЫНУ ПЕПИ] (Комментарии)
Прочти же ты в конце книги «Кемит»... — очевидно, это древнеегипетская книга поучений, которая до нас не дошла. * *
АМЕНЕМХЕТ I, (также Аменемхат; древнеегип. «Амон впереди»), египетский фараон ок. 1963-34 до н. э., основатель XII династии. Человек незнатного происхождения, пришел к власти в результате смут конца XI династии, когда единый Египет фактически распался (ок. 2-й четверти XX в. до н. э.). Объединив страну, перенес свою резиденцию из годода Фивы в крепость Ит-тауи. Вел войны в Ливии и Нубии (главный военачальник — его сын и соправитель Сенусерт I). Возможно, был убит в результате дворцового заговора. Заговор описан в «Поучении Аменемхета I», составленном после смерти фараона видным сановником и писателем Ахтоем. Пирамида Аменемхета I находится в районе Лишта
Ит-Тауи (древнеегип. «Схватывающий обе земли»), древний город-крепость на границе Верхнего и Нижнего Египта, вблизи Фаюмского оазиса. Некрополем города был Лишт. Лишт, царский некрополь XII династии Египта, расположенный на западном берегу Нила, между некрополем Древнего царства в Гизе и оазисом Файюм, к северу от Медума. Там также найдены скальные погребения эпохи Древнего царства. Нубия, историческая область в долине между 1-м и 5-м порогами Нила, на территории современного Египта и Судана, а также существовавшее здесь в VII-XIV вв. христианское государство нубийцев со столицей в г. Донгола Старая. К кон. XIV в. заселена арабскими племенами и исламизирована. Файюмский Оазис (Эль-Файюм, Al Fayyum), оазис на северо-востоке Ливийской пустыни, в Египте, один из древнейших центров земледелия и культуры.
Фивы (греч. Thebai, древнеегип. Уасет), один из крупнейших городов и художественных центров Древнего Египта. Фивы известны с середины 3-го тыс. до н. э. При фараонах XI династии (середина XXII–XX вв. до н. э.), объединивших весь Египет, Фивы стали столицей и оставались ею в эпоху Среднего и Нового царств, хотя некоторые фараоны избирали своим местопребыванием другие города. В XX–VIII вв. до н. э. Фивы теряют значение политического центра, оставаясь религиозным центром (в городе находится резиденция полунезависимых верховных жрецов бога Амона). Постепенно Фивы превратились в провинциальный город, хотя и сохраняли значение религиозного центра до 88 до н. э., когда город был разрушен Птолемеем IX Сотером при подавлении народного восстания.
|
| ||||||||||||||||||||