На главную

Сегодня на календаре:

website clock часы для сайта

СЛОВАРЬ

на сайте на Народ.Ру на Яндексе


  • Главная
  • Новости
  • Антология
  • Свободная тема
  • О художниках
  • Словарь
  • Обо мне
  • Гостевая книга
  • Авторам
  • Архив
  • Ссылки
  • Веб-мастерам


  •   Словарь Яндекс.Лингво


    Яндекс.Погода


    А Б В
    Г Д Е Ж З И К Л М Н О
    П Р C Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
    Э Ю Я

     

    * *
    *

    ЭММЕНИДЫ, тираны Акраганты в 554- 470 до н.э. Основателем династии был родосец Телемах, свергнувший тирана Фалариса, правившего городом ок. 570-554 до н. э. Сыном Телемаха был Эммен (Эмменид), по которому и стал именоваться весь род.

    ЭНЕСИДЕМ (ок. 515 - 490), тираны Акраганты, из рода Эмменидов.

    Эолийские стихи (песни) считались образцом древнегреческой лирики; разработаны в латинской поэзии преимущественно Горацием. См. также Алкей и Сапфо.

    ЭОЛИЙЦЫ, одно из основных древнегреческих племен. Центр расселения — Вост. Фессалия, откуда эолийцы в кон. 2-го тыс. до н. э. распространились по всей Фессалии и Беотии, затем в северо-западной части Малой Азии.

    ЭПАМИНОНД (ок. 418-362 до н. э.), фиванский полководец, вождь демократической группировки. В 70-60-х гг. вместе с Пелопидом руководил Беотийским союзом. Победитель спартанцев при Левктрах (371), где применил впервые новую военную тактику (т. н. косой строй), и при Мантинее (362). (См. стихотворение Г. Р. Державина "МОЙ ИСТУКАН")

     

    Дополнительный
    словарь

    ГЕОГРАФИЯ

    Эгейское море, часть Средиземного моря, между п-овами Балканским и Малой Азией и о. Крит. Проливом Дарданеллы соединяется с Мраморным морем, 191 тыс. км². Глубина до 2561 м. Много островов (Сев. и Юж. Спорады, Киклады, Крит и др.). Основные порты: Пирей, Салоники (Греция), Измир (Турция).

    Элида, древняя область на северо-западе п-ва Пелопоннес. Изобиловала пастбищами и плодородными долинами. В начале V в. до н. э. возник главный город области того же названия. На территории Элиды находилось общегреческое святилище в г. Олимпия, где проходили Олимпийские игры.

    Эпир, историко-географическая область на западе Греции, большая часть в горах Пинд. Главный город — Янина. Первоначальное местопребывание греков. При Пирре в кон. IV — нач. III в. до н. э. на территории Эпира образовалось государство, в 168 до н. э. завоевано Римом.

    Этолия, древняя область в Средней Греции, населённая племенами этолийцев. Окруженная и изрезанная горами, удалённая от главных культурных центров, Этолия была одной из самых отсталых областей Греции. Активную политическую роль Этолия стала играть приблизительно с середины III в. до н. э., когда она возглавила Этолийский союз. В 189 до н. э. завоёвана Римом.

     

    ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ

    ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА (крито-микенская культура), общее название цивилизаций бронзового века (в период около 3000-1100 до н. э.) на островах Эгейского моря, Крите (гг. Кносс, Маллия, Фест), в материковой Греции (гг. Микены, Пилос, Орхомен, Тиринф) и Малой Азии (г. Троя). Около 1470 до н. э. некоторые центры эгейской культуры (особенно Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин См. Тира.
    Выделяется несколько локальных археологических культур (цивилизаций) (фессалийская,македонская, западноанатолийская, элладская культура, кикладская культура, минойская культура), входящих в Эгейскую культуру.

    ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (эллинизм), период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 до н. э. подчинением Египта.
    Термин «эллинизм» введен в историографию в 30-х гг. XIX в. немецким историком И. Г. Дройзеном.
    Эллинизм воспринимается различными направлениями в истории по-разному. Зачастую эллинизм рассматривается не только как период существования эллинистических государств, образовавшихся в результате распада державы Александра Македонского, но и как период культурного взаимовлияния греческой и местных, преимущественно восточных, культур, при этом хронологические рамки эллинизма могут быть расширены до падения Рима, а географические границы могут включать также Северную Африку, Италию, Испанию и другие завоеванные Римом государства. Культурное взаимодействие привело к образованию единой, несмотря на хорошо отличимые локальные отличия, эллинистической культуры, в которой общими для всех являлись греческий язык, греческие мифологические сюжеты и греческие эстетические ценности.

    ЭЛЛИНЫ (греч. Hellenes), самоназвание греков.

    ЭПОНИМЫ (греч. дающий имя), в античности боги (Афина и др.), герои (Эллин, Эгей, Дор и др.), от имен которых производили названия городов, племен, местностей, гор, морей (напр., город Афины, племена эллинов, дорийцев, Эгейское море). Статуи эпонимов стояли в общественных местах; существовал культ эпонимов.

    ЭТОЛИЙСКИЙ СОЮЗ, федерация древнегреческих городов сначала Этолии, с середины III в. до н. э. также ещё ряда городов Средней и Северной Греции и Пелопоннеса. Создан около 320 до н. э. Верховным органом в союзе было общее народное собрание (собиралось раз в год), административная власть находилась в руках стратега. В 189 г. до н. э. покорён Римом.

    ЭФОРАТ (эфоры, греч., буквально — наблюдатели), коллегия высших должностных лиц в Спарте. Избирались ежегодно в количестве 5 человек собранием граждан. Учреждение коллегии эфоров относится к середине VIII в. до н. э. Эфоры созывали герусию и апеллу, председательствовали в них, заведовали государственной казной, объявляли набор войска, назначали военачальников, руководили судопроизводством и др. Наблюдали за действиями царей и должностных лиц, за поведением граждан, за жизнью зависимого населения — периэков и илотов. Были оплотом существовавшего в Спарте олигархического режима:
    «Создание должности эфоров послужило не ослаблению, но упрочению государства: оно лишь на первый взгляд было уступкой народу, на самом же деле — усилило аристократию».
    (Плутарх: Ликург, 29).

    ЭТРУСКИ (лат. Etrusci, tusci, греч. tyrrhenoi, rsenoi, самоназвание — расены), древний народ, населявший в 1 тыс. до н. э. область Центральной Италии между реками Арно и Тибр и Апеннинскими горами (древняя Этрурия, современная Тоскана).
    Данные археологии не позволяют решить вопрос о родине этрусков. Еще в V в. до н. э. «отец истории» Геродот указывал на их восточное происхождение. Согласно легенде, изложенной у Геродота, этруски являлись потомками лидийцев, часть которых была вынуждена покинуть Малую Азию, где свирепствовал голод, и отправиться за море (Her., I, 94).
    Современник Геродота Гелланик Лесбосский видел в этрусках догреческое население Эллады; греческий ритор эпохи Августа Дионисий Галикарнасский считал их коренными жителями Италии (Dion.Hal. I, 28-30).
    Генетическая принадлежность этрусского языка не выяснена; наиболее близок к нему язык надписи, найденной на о. Лемнос (Лемносской стелы). Язык этрусских надписей до сих пор не понятен исследователям. В поисках родственных связей этрусские надписи сравниваются со всеми индоевропейскими языками, в т. ч. со славянскими.
    В конце I в. до н. э. этрусский язык был вытеснен латинским и вышел из употребления, хотя многие представители древних этрусских родов продолжали жить в Риме и пользовались большим влиянием. Известно, что этруском по происхождению был Меценат, сподвижник Августа и покровитель поэтов.

    • Существует альтернативная версия происхождения этрусков и этрусского языка (В. А. Чудинов).

    Этруски оказали сильное влияние на культурное развитие Древней Италии, особенно римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От этрусков римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) правительственных лиц; мифология и религия этрусков оказали значительное влияние на римскую мифологию и религию. По-видимому, через этрусков италийские племена Средней и Северной Италии восприняли греческое письмо.

    К VII в. до н.э. Этрурия представляла собой конфедерацию 12 городов-государств, каждый из которых являлся центром объединения нескольких более мелких городов и поселений. Во главе каждого государства стояли цари, затем их сменили выборные магистраты.
    Древние этрусские города располагались на вершинах высоких холмов и представляли собой труднодоступные укрепления, «орлиные гнезда», господствовавшие над сельскохозяйственной округой.

      ЭТРУССКИЕ ГОРОДА:

    • Тарквинии (Tarquinii), этрусский город 1-го тыс. до н. э. к северу от Рима. Остатки укреплений, храма, погребальные склепы с саркофагами со скульптурой, росписями VII-I вв. до н. э.
    • Вейи (Veji), древний этрусский город, в 18 км к северо-западу от Рима (близ современного Изола-ди-Фарнезе), один из 12 городов Этрусского союза.
    • Цере, (лат. Caere), современная Черветери (Cerveteri, Италия), древний город-государство этрусков; в 358 до н. э. завоеван римлянами. Некрополь Цере известен богатыми погребениями.
    • Вольсинии, (лат. Volsinii, этруск. Velzna), город этрусков (VII в. — 264 до н. э.) в центральной Италии, на севере Лацио, в 36 км от г. Витербо. Крупный политический, религиозный и культурный центр. Возник, очевидно, не позже VII в. до н. э. В Вольсиниях (или около него) находились храмы бога Вольтумна и богини Нортии.
      В IV — начале III вв. до н. э. жители Вольсиний участвовали в борьбе против римлян. В 265—264 до н. э., после восстания вольсинийских рабов, подавленного римлянами, всё население Вольсиний было переселено на берег близлежащего Больсенского озера (Новые Вольсинии, теперь Больсена). По преданию, римляне вывезли из Вольсиний 2 тыс. статуй.
      Точное местоположение древних Вольсиний неизвестно. Остатки различных этрусских укреплений найдены на всей территории между Больсеной и городом Орвьето в 20 км к северо-востоку от него. Одни предполагают, что древние Вольсинии находились в непосредственной близости к г. Больсена, другие — к г. Орвьето.

    • Ветулония, город в Тоскане.
    • Клузий, современный г. Кьюси.
    • Перузия, ныне г. Перуджа (Perugia) в Центральной Италии. Основан в V в. до н. э. этрусками как город-крепость.
    • Фьезоле, город в Тоскане, близ Флоренции.
    • Популония, город-порт в Тоскане.
    • Вольтерра, город в Тоскане.

      ЭТРУССКИЕ БОГИ:

    • АИТА, в этрусской мифологии хтоническое божество, отождествлявшейся с греческим Аидом.
    • АНИ, см. Кулсанс.
    • АПЛУ (лат. Aplu, Apulu, Aplun), в этрусской мифологии божество, во многом соответствует богу Аполлону.
    • ВАНФ, в этрусской мифологии божество смерти.
    • ВОРТУМН (Вертумн) (лат. Vertumnus), бог садов и земледелия. Позднее покровитель тогровли. Римляне считали его богом смены времен года, богом перемен.
    • КУЛСАНС (Ани), в этрусской мифологии четырехликое божество, соответствующее римскому Янусу, персонификация четырех сторон света.
    • МЕНРВА, в этрусской мифологии богиня материнства, позднее почиталась как богиня-воительница, покровительница ремесла и ремесленников. Изображалась в полном вооружении и с копьем в руке. Входила в триаду этрусских богов (Тин—Уни—Менрва), отождествлялась позднее с римской Минервой.
    • НОРТИЯ, в этрусской мифологии богиня судьбы, изображалась в виде крылатой женщины. Храм Нортии находился в городе Вольсинии. Здесь ежегодно происходила церемония вбивания гвоздя, символизирующая неотвратимость рока.
    • САТРЕ, в этрусской мифологии божество изобилия и процветания, аналогичное римскому Сатурну.
    • СЕФЛАКС, в этрусской мифологии божество подземного огня, бог-кузнец, соответствует римскому Вулкану.
    • ТАГ (Тагет), в этрусской мифологии дитя, чудесным образом найденное в земле близ города Тарквиний, обучившее этрусков предсказывать будущее. У латинян Таг считался «подземным» Геркулесом, сыном Гения и внуком Юпитера. В учении Тага также говорилось о молниях, землетрясениях и др. Оно было переведено в стихотворной форме на латинский язык.
    • ТЕЗАН, в этрусской мифологии богиня утренней зари. Изображалась в виде красивой молодой женщины рядом с Тином, Нефунсом, Менрвой и Узилом.
    • ТИН (Тина, Тиния), в этрусской мифологии бог-громовержец, входил в триаду богов Тин — Уни — Менрва, отождествлявшуюся с римской капитолийской триадой.
    • ТУРАН, в этрусской мифологии богиня любви и красоты.
    • ТУРМС, отождествлялся с Гермесом
    • УЗИЛ, в этрусской мифологии солнечный бог.
    • УНИ, в этрусской мифологии богиня, входившая в верховную триаду богов, отождествлялась с римской Юноной
    • .
    • ФЕРСИФАЙ - Персефона.
    • ФУФЛУНС, в этрусской мифологии божество плодородия, которое отождествлялось с греческим Дионисом и римским Либером.

     

    АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ

    ЭАК, в греческой мифологии царь о. Эгина. Сын Зевса и речной нимфы Эгины, отец Пелея и Теламона (от Эндеиды), и Фока (от Псаматы). Он вместе с Аполлоном и Посейдоном строил стены Трои. Эак слыл самым справедливым и благочестивым среди греков. После смерти стал одним из трех судей в царстве мертвых (вместе с Миносом и Радамантом)

    ЭГЕЙ, в греческой мифологии царь Аттики, земной отец Тесея (от Эфры) и Меда (от Медеи); от его имени, как полагали древние греки, происходит название Эгейского море, т. к. он бросился в это море при известии о смерти Тесея (известие оказалось ошибочным).

    ЭЛЕКТРА, в греческой мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры, спасительница и помощница брата Ореста, которому помогла отомстить за отца, убив мать и ее возлюбленного Эгисфа. После возвращения Ореста из Тавриды (Крым) стала женой его друга Пилада. Образ Электры получил развитие в мировой литературе (Эсхил, Софокл, Еврипид).

    ЭЛЕКТРИОН, в греческой мифологии сын Персея и Андромеды, царь Микен. Женился на Анаксо, которая родила ему восемь сыновей и дочь Алкмену.

    ЭЛИЗИУМ (Елисейские поля), в греческой мифологии обитель блаженных, загробный мир для праведников.

    ЭЛЛИН в греческой мифологии сын Девкалиона и Пирры, супруг нимфы Орсеиды и отец Дора, Ксуфа и Эола. Он стал родоначальником всех эллинов и эпонимом Эллады.

    ЭОЛ, в греческой мифологии:
    1) Сын Эллина и нимфы Орсеиды, родоначальник и эпоним племени эолийцев. Брат Ксуфа и Дора (родоначальника дорийцев). Отец Сизифа и Меланиппы.
    2) Царь плавучего острова Эолии. Отец 6 сыновей и 6 дочерей, которые состояли между собой в браке. Повелитель ветров. В переносном смысле «уста Эола» — дуновение ветра.

    ЭНЕЙ, в античной (и прежде всего, в римской) мифологии один из главных защитников Трои, легендарный родоначальник римлян. Сын Анхиза и Афродиты. Отец Аскания (Юла). Эней основал город Лавиниум (назван в честь Лавинии, второй жены Энея) и стал родоначальником латинов и всего римского народа.

    ЭНОМАЙ, в греческой мифологии царь Элиды, сын Ареса и плеяды Стеропы. отец Гиппадамии. Погиб во время состязания с Пелопсом.

    ЭОС, в греческой мифологии богиня утренней зари. Сестра Гелиоса и Селены. Жена Астрея. мать Борея, Евра (Эвра), Зефира и Нота (Нотоса), и героя Мемнона (от ). Ей соответствует римская Аврора.

    ЭПАФ, в греческой мифологии, первый царь Египта, сын Зевса и жрицы Ио, отец Ливии.

    ЭРИДА, в греческой мифологии богиня раздора, не приглашенная на свадьбу Пелея и Фетиды, и подбросившая на свадебном пиру «яблоко раздора».

    ЭРИДАН, в греческой мифологии река в стране гипербореев, на севере или западе Европы. В Эридан упал сраженный молнией Зевса Фаэтон, слезы оплакивавших его сестер — Гелиад превратились в водах реки в янтарь. Эридан часто отождествлялся с реками крайнего запада (По, Рона и др.).

    ЭРИНИИ (евмениды), в греческой мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; преследуя преступника, лишают его рассудка. В Афинах Эринии почитались под культовым именем Евменид. Им соответствуют римские Фурии.

    ЭРОТ (Эрос), в греческой мифологии бог любви. Ему соответствует римский Амур (Купидон).

    ЭФИОПЫ, мифический народ, живший, по представлению греков, на крайнем юге Земли. Эфиопией греки, а затем и римляне называли всю страну, лежащую в Африке к юге от Египта.

    ЭФРА (Этра), в греческой мифологии мать Тесея (от Эгея). Была похищена Диоскурами и стала рабыней Елены Прекрасной, которая взяла ее с собой в Трою. После окончания Троянской войны вернулась с греками на родину.

    ЭЭТ (Эет), в греческой мифологии царь Колхиды, сын Гелиоса и Персеиды (Персы), брат Цирцеи (Кирки) и Пасифаи. Отец Медеи.

     

    ТЕРМИНЫ

    ЭКЛОГА (от греч. ekloge — отбор), жанр буколики: диалоги между пастухами, селянами. От Возрождения до нач. XIX в. — стихотворное повествование или диалог, изображающие бытовые сельские сценки.

    ЭЛЕГИЯ (греч. elegeia),
    1) жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма.
    2) Вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.



    А Б В
    Г Д Е Ж З И К Л М Н О
    П Р C Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
    Э Ю Я

    Орнамент  
     
     
     
    Назад Вперед
     
     


    Почта    Для Ваших писем и произведений:     riafiana@yandex.ru


     
      Наверх
    Hosted by uCoz