На главную

Сегодня на календаре:

website clock часы для сайта

СЛОВАРЬ

на сайте на Народ.Ру на Яндексе


  • Главная
  • Новости
  • Антология
  • Свободная тема
  • О художниках
  • Словарь
  • Обо мне
  • Гостевая книга
  • Авторам
  • Архив
  • Ссылки
  • Веб-мастерам


  •   Словарь Яндекс.Лингво


    Яндекс.Погода


    А Б В
    Г Д Е Ж З И К Л М Н О
    П Р C Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
    Э Ю Я

     

    * *
    *

    ЛЕГИОН, основная организационная единица в армии Древнего Рима. Численность легиона в разное время составляла около 3-8 тыс человек. Первоначально легион собирался по куриатному принципу, каждый род (курия) выставлял 100 воинов (центурия) и 10 всадников (декурия; 3 декурии составляли турму), таким образом общая численность легиона была 3300 человек. Согласно реформам Сервия Туллия, легионы стали формироваться по имущественному цензу, для чего все население было разделено на 5 классов.
    Легион периода ранней Республики насчитывал 3000 человек тяжёлой пехоты, 1200 человек легкой пехоты и 300 человек кавалерии (объединенные в 10 турм).
    В период Республики легионом командовали военные трибуны, центуриями — центурионы, манипулами — центурион первой центурии, турмой — декурион первой декурии, союзными войсками — префекты.
    В конце II в. до н. э. согласно реформе Гая Мария было упразднено различие в вооружении тяжелой пехоты и комплектовании различных категорий воинов; основной организационной составляющей легиона вместо манипулы стала когорта, состоявшая из 3 манипул (10 когорт составляли легион). Была отменена воинская повинность, солдатам было увеличено жалованье и римская армия стала профессиональной наемной армией. В легион входило от 3 до 6 тысяч легионеров. Кроме того легиону придавались вспомогательные войска почти такой же численности (слуги, рабы, различные специалисты и т.д.).
    При императоре Августе число легионов достигло 75, к концу его правления сокращено до 25, при этом численность легионов была увеличена до 7 тыс человек (6100 пехотинцев и 726 всадников).
    При разделе Римской империи (конец IV в. н. э.) в Восточной империи было 70, а в Западной — 63 легиона. Легион в эпоху империи стал возглавлять легат (legatus), обычно это был сенатор примерно тридцати лет, занимавший эту должность в течение трех лет. Легат назначался непосредственно императором. Ему непосредственно подчинялись шесть военных трибунов.
    При Домициане и последующих императорах легионы постоянно дислоцируются в своём лагере, многие лагеря впоследствии переросли в города.
    С III в. н. э. боевые качества легионов постепенно падают в связи с варваризацией армии, кроме того, все большую роль начинает играть конница, действующая отдельно от легиона.

    ЛИБИТИНА (Афродита Либитина) (лат. Libitina), в римской мифологии богиня похорон; в ее святилище хранились списки умерших, находились похоронные принадлежности.

    Лощина Аполлона — местоположение Дельфийского святилища и прочих построек вокруг него, располагавшихся на террасах.

     

    Дополнительный
    словарь

    ГЕОГРАФИЯ

    Лакедемон, название древнегреческого города и государства в южной части Пелопоннеса, которые в источниках чаще называются Спартой.

    Лаконика (Лакония), юго-восточная часть п-ова Пелопоннеса. В древности в Лаконике находилась Спарта, жители которой покорили местное ахейское население, превратив его в илотов. Названия Лаконика, Лакедемон, Спарта употребляются как синонимы.

    Лацио (Lazio), (лат. Latium — Лаций) область в Центральной Италии, на Апеннинском полуострове, в бассейне реки Тибр. Площадь 17,2 тыс км². Население 5,2 млн человек (2004). Административный и промышленный центр — Рим. Разделена на провинции: Витербо, Латина, Риети, Рим, Фрозиноне.
    В древности область была населена племенами латинов.
    Древнейшие письменные памятники из Лацио относятся к VII-VI вв. до н. э. (из Пренесте) и к VI в. до н. э. (из Рима).

    Ливия, древнегреческое название территории Сев. Африки, прилегающей к Средиземному морю (к западу от дельты Нила).

    Лидия, в древности страна на западе Малой Азии, населенная племенами лидийцев. В VII-VI вв. до н. э. независимое государство. В VI-IV вв. до н. э. под властью персов, затем входила в державу Александра Македонского, государства Селевкидов, Пергама и Рима (составляла часть провинции Азия).
    По-видимому, Лидия была основана династией пришельцев-балканцев (впоследствии ее возводили к Гераклу). Сведения об эпохе правления Гераклидов в Лидии (XII-VII века до н. э.) очень скудны; цари династии вскоре приняли местные имена, а с VIII века были вынуждены покориться власти фригийцев. Ок. 680 последний царь династии Кандавл был убит своим дружинником Гигом, основателем династии Мермнадов (685-547). Последним царем этой династии был царь Крез.
    Ок. 550 Лидия достигла наивысшего могущества. Золотоносная река Пактол позволила лидийцам первыми в мире начать чеканку монеты [из электра (сплава золота с серебром) — в VII в. и из золота — в VI в.].

    Локрида, в древности область Центральной Греции, населённая племенами локров. Состояла из двух частей, отделённых одна от другой территорий Фокиды и Дориды: на южном берегу Эвбейского пролива и Малийского залива жили локры опунтские (восточные) и эпикнемидские (западные), на северном берегу Коринфского залива — локры озольские. Наиболее известные города Локриды: Навпакт и Амфисса в Локриде Озольской, а также Опунт. Локрида была одной из самых отсталых областей Греции, а её отдельные территории часто попадали в зависимость от Афин, Фив, Этолийского союза и др. греческих государств. Во II в. до н. э. общины Локриды объединились в Локридский союз, распущенный римлянами в 146 до н. э.

     

    ИСТОРИЯ и ЭТНОГРАФИЯ

    ЛАТИНСКИЙ СОЮЗ, в древности федерация городов Лация, возникшая в начале 1-го тыс. до н. э. и насчитывавшая, согласно античной традиции, 30 общин. Первоначально во главе Латинского союза стояла Альба-Лонга, с VI в. до н. э. союз возглавил Рим (после разрушения им, согласно легендарной традиции, в VII в. Альба-Лонги). Члены Латинского союза имели общие религиозные праздники, союзное собрание решало общие вопросы и споры между членами Латинского союза. Усложнение политической обстановки в Риме (конец VI — начало V вв. до н. э.) в период установления республики позволило некоторым латинским общинам временно освободиться от римского господства. Союз во главе с Римом был восстановлен в 493 до н. э. на условиях взаимной помощи в войнах, участия в командовании и разделе добычи. Во время галльского нашествия (390 или 387 до н. э.) Латинский союз распался, но в 358 до н. э. возобновлен на более выгодных для Рима условиях и просуществовал до 2-й Латинской войны (340-338 до н. э.), в результате которой был упразднён.

    ЛАТИНЫ (Латиняне) (лат. Latini), древние италийские племена, заселявшие область Лаций. Считается, что латины, как и другие племена индоевропейского происхождения, являются в Италии пришельцами, вытеснившими неиндоевропейское население, возможно, родственное этрускам .
    Латины и близкие к ним сабинские племена явились основателями Древнего Рима (754-752 до н. э. согласно традиции). В начале 1-го тыс. до н. э. объединились в Латинский союз.
    Латины дали название латинскому языку. В мифологии название латинов связано с легендарным царем Латином. Иногда латинов (или их часть) называли аборигенами.
    Религия латинов характеризуется земледельческим и скотоводческим культами, магическими обрядами, оказавшими огромное влияние на религию Древнего Рима. Латины испытали сильное влияние этрусской культуры.

    ЛЮСТРАЦИИ (от лат. lustratio — очищение посредством жертвоприношения), религиозно-магические обряды, направленные против болезней и других бедствий. У многих народов очистительная сила приписывалась огню (окуривание людей, жилища факелом, зажжённым от «живого огня» (добытого трением), а позже — от свечей, зажжённых в церкви в четверг на страстной неделе или во время венчания), воде, соли, железу и т.д.

     

    АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ

    ЛАКЕДЕМОН, в греческой мифологии лаконский герой, сын Зевса и плеяды Тайгеты, эпоним области Лакедемон.

    ЛАРЫ, в римской религии божества — покровители семьи и дома. Их изображения находились у очага или в специальной небольшой комнате. Почитались также лары — покровители дорог, их изображения ставились на перекрестках.

    ЛАБИРИНТ Минотавра, сооружение со сложным и запутанным планом, по преданию, построенное на Крите Дедалом по приказу Миноса (с ним отождествляют знаменитый дворец в Кноссе).

    ЛАТИН (лат. Latinus, иногда Latium, греч. Latinos), в римской мифологии — царь города ЛаврентЛацио), сын Фавна и Марики (нимфы реки Лирис; жены Фавна, отождествлявщейся с Фауной). Будучи царем латинов приютил Энея и его спутников. Латин выдал за него свою дочь Лавинию, несмотря на то, что ранее пообещал ее царю рутулов Турну. Почитался в Древнем Риме как Юпитер Латиарис.

    Левка (греч. белый), в греческой мифологии один из островов блаженных, где после смерти обитали Ахилл с Еленой. С Левкой отождествляли остров в Понте Эвксинском (Черное море), у устья Дуная, предположительно о. Березань, близ г. Очаков.

    ЛЕВКОФЕЯ (греч. «белая богиня»), в греческой мифологии богиня морской пены, в которую превратилась Ино, бросившаяся в море со своим сыном Меликертом (Палемоном). Помогала морякам, терпящим крушение. В Древнем Риме почиталась под именем Матер Матуты.

    ЛЕДА, в греческой мифологии супруга Тиндарея. мать Елены Прекрасной и Диоскуров, а также Клитемнестры.

    ЛИБЕР и ЛИБЕРА (лат. Liber; Libera), в римской мифологии древние бог и богиня плодородия. Либер отождествлялся с греческим Дионисом, Либера — с греческой Персефоной. Триада богов Либер, Либера и Церера почиталась в Древнем Риме плебеями, в их честь 17 марта отмечался праздник либералии. После уравнения сословий плебейская триада вошла в общеримский пантеон, а Либер стал богом свободных самоуправляющихся городов по созвучию с libertas — «свобода».

    ЛИВИЯ (Либия), в греческой мифологии дочь Эпафа, родившая от Посейдона близнецов Агенора и Бела. К ее имени греки возводили название страны Ливии.

    ЛИКАОН, в греческой мифологии сын Пеласга и океаниды Киллены, царь Аркадии. Принес Зевсу в жертву мальчика и за это был превращен в волка. По другому мифу, был испепелен Зевсом за то, что, желая испытать всеведение богов, накормил их мясом ребенка. После преступления Ликаона Зевс наслал на землю потоп. 50 сыновей Ликаона — эпонимы аркадских городов (один из его сыновей — Давн). В Аркадии у горы Ликеон («волчья гора») существовал культ волка-оборотня, вероятно, догреческого происхождения.

     

    ЛЮДИ В ИСТОРИИ

    ЛИВИЙ Тит (Titus Livius) (59 до н. э. - 17), первый римский профессиональный историк, автор «Римской истории от основания города» (142 кн.: сохранилось 35 — о событиях периода до 293 до н. э. и 218-168 до н. э).

    ЛИКУРГ (IX-VIII вв. до н. э.), легендарный спартанский законодатель. Сведения о нем разноречивы и носят легендарный характер.
    По преданию, свои реформы Ликург произвел, заручившись поддержкой дельфийского оракула. Совершив реформы, Ликург вновь отправился в Дельфы, взяв с сограждан клятву, что они не изменят его установлений, пока он не вернется домой. Чтобы клятва осталась в силе навсегда, он решил остаться на чужбине. Умер он и был похоронен на Крите. В Спарте существовал особый культ Ликурга. Античная традиция приписывает ему т. н.

    Ликургову Ретру (или Большую Ретру):

    • «Воздвигнуть храм Зевса Силланийского и Афины Силланийской. Разделить на филы и обы. Учредить тридцать старейшин с вождями совокупно. От времени до времени созывать Собрание меж Бабикой и Кнакионом, и там предлагать и распускать, но господство и сила да принадлежит народу».


    • Впоследствии цари Полидор и Феопомп сделали к ретре такую приписку:

    • «Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить».
      (Плутарх: Ликург, 6)

      Существовали еще т. н. малые ретры, также приписываемые Ликургу. Однако их авторство спорно:

    • «Итак, одна из ретр, как уже сказано, гласила, что писаные законы не нужны. Другая, опять-таки направленная против роскоши, требовала, чтобы в каждом доме кровля была сделана при помощи только топора, а двери — одной лишь пилы, без применения хотя бы еще одного инструмента...
          Третья ретра Ликурга, о которой упоминают писатели, запрещает вести войну постоянно с одним и тем же противником, чтобы тот, привыкнув отражать нападения, и сам не сделался воинственным...»
      (Плутарх: Ликург, 13)


    • Ликургу также приписывается
    • разделение всей обрабатываемой земли (вместе с илотами) на 9 или 10 тыс. (по преданию) равных участков-клеров для спартиатов (в наследственное пользование без права отчуждения или дробления; дарить и завещать недвижимую собственность разрешил только закон, изданный после Пелопоннесской войны). Часть земли была поделена на более мелкие участки для периэков ;
    • введение железной монеты крайне низкой стоимости (вместо золотой или серебрянной);
    • обязательное участие спартиатов в сисситиях(фидитиях);
    • единообразная жесткая система воспитания детей в духе беспрекословного подчинения старшим и постоянной боеготовности;
    • запрет спартиатам покидать Спарту, а иностранцам — приезжать в нее;
    •   и т.д.
          Законами Ликурга были строго регламентированы все стороны личной и общественной жизни спартиатов.



    А Б В
    Г Д Е Ж З И К Л М Н О
    П Р C Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
    Э Ю Я

    Орнамент  
     
     
     
    Назад Вперед
     
     


    Почта    Для Ваших писем и произведений:     riafiana@yandex.ru


     
      Наверх
    Hosted by uCoz